Экскурсия "Загадкі з семежевай хаткі"

 

Экскурсия «Загадкі з Семежевай хаткі».

 

Место проведения: Музей «Бацькава гняздо».

Категория участников: учащиеся 5-6 классов учреждений образования.

Действующие лица: хозяйка дома и Домовой (одеты в костюмы: хозяйка дома - в женском национальном костюме жителей деревни Семежево, Домовой - в стилизованном костюме и лаптях).

Продолжительность: 10 минут.

Цель: содействие гражданско-патриотическому воспитанию учащихся через ознакомление с малоизученой сферой белорусской народной материально-художественной культуры и её символическим смыслом.

Задачи:

  • углубить знания учащихся об объектах материально-художественной культуры белорусского народа;
  • познакомить с символическим смыслом объектов материально-художественной культуры белорусского народа;
  • воспитывать бережное отношение к историческому прошлому материально-художественной культуры белорусского народа;
  • развивать интерес к краеведческо-исследовательской деятельности.

 

Хозяйка дома: - Добрый день уважаемые гости! Благодарим вас, за то, что вы нашли время посетить наш музей «Бацькава гняздо». Наш музей - это история одной  из деревень Беларуси, которая находится недалеко от Слуцка. И зовется она Семежево (Приложение 1). И все предметы быта (Приложение 2), которые вы здесь видите, привезены из этой деревни. Первые сведения об этой деревне известны из документов за 1655 г. и в ней уже к тому времени было более 100 дворов, были мастера кожевенники, плотники, кузнецы, бондари, медники, стекольщики и т.д. Женщины занимались домашними делами, хозяйством, растили детей, ткали на ткацких станках, вышивали. У каждой из женщин  в собственной хате была своя территория, где командовала только она. И называлось это место бабий угол. Здесь была зона кухни: стоял стол, кухонный шкаф или буфет, висели полки с красивыми тарелками. И тут же располагалась печь.

Хозяйка дома: - Сегодня наша экскурсия станет началом целого ряда встреч, где мы будем знакомиться с предметами экспозиции нашего музея и будет их ровно семь, как и в названии деревни Семежево, есть число семь.

Хозяйка дома: - Итак, начинаем! (вдруг раздаётся шорох, сопение, кряхтение. Из-за сундука появляется домовой)

Домовой: - Ну вот, опять разбудили, нет мне ни днём - ни ночью покоя!

Хозяйка дома: - Не сердись домовой, посмотри (демонстрирует), к нам ребята в гости пришли!

Домовой: - А чего пришли? Зачем разбудили?

Хозяйка дома: - Пришли к нам в гости, чтобы познакомится с предметами быта деревни Семежево. А как ты живёшь домовой в доме, что у тебя интересного тут есть? Надо бы им экскурсию провести!

Домовой: - Ну, раз разбудили, чур экскурсию провожу я!

Хозяйка дома: - Ребята, вы согласны? (учащиеся отвечают)

Домовой: - Люблю я экскурсии проводить!

Домовой: - Обратите внимание на стол, на нем стоят глиняная и медная посуда. Яркий представитель посуды – медный гляк. Это старинный медный гляк для жидкостей, конца XIX века, изящной и утонченной формы. Он использовался для хранения кваса, воды, растительного масла, вина и др. жидких продуктов. Медь, как известно, обладает отличными  антибактерицидными  свойствами, и продукты могли храниться очень долго, не становясь прогорклыми. Вода, помещенная в такой гляк, даже если  она была не пригодная для питья, очищалась и ее можно было пить без вреда для здоровья. По внешнему виду  эта посудина очень похожа на античную, греческую амфору. Как и у амфоры: узкое горлышко, выпуклое туловище, одна или две дугообразные ручки. Гляки в Беларуси появились и распространялись  начиная с 16 века и вплоть до начала 20 века. И это ремесло было распространено только в нескольких местечках Беларуси и Литвы и называлось оно – медничеством.

Домовой: - В Семежево медничество было распространено, каждая семья стремилась иметь такой гляк, т.к. он поддерживали статус семьи. Его могли брать с собой и в дальнюю дорогу, потому что при опрокидывании, вода не проливалась.

Домовой: - Там же, на столе  стоит необычный, для нас современных людей, стеклянный предмет - это не колба и не лампа, а само совершенство человеческой смекалки. Специальное приспособление для ловли насекомых в доме – мухоловка. Уникальное стеклянное устройство – ловушка для мух. Суть в том, что насекомое, попав в мухоловку, выбраться уже не могло. В мухоловку выкладывали кусочек хлеба, смоченный в квасе или в сыворотке, в канавку, расположенную внутри, так же наливали сыворотку. Мухоловку ставили в местах скопления насекомых, которые подползали к хлебу, ели и взлетали, но вылететь не могли, мухи не видят стекла: так устроены их глаза. Ударяясь о стенку внутри мухоловки, они падали в сыворотку в канавке. Но не погибали смертью храбрых! Они выбирались на выступ возле канавки и обсыхали! В этом и объясняется коварство данного устройства. Сыворотка, попадая на хитиновый покров насекомого, разрушает его. Обсохнув, насекомое взмахивает крыльями, его хитиновый покров лопается, насекомое погибает! Вот такая уникальная ловушка!

Домовой: - В музее можно встретить интересное и уникальное ткачество. Взять, например, семежевские красно-белые ручники (рушники). Только в деревне Семежево используют традиционное закладное ткачество – один из самих древних и распространенных видов народного декоративно-прикладного искусства. Существует более 20 узоров: кошачья лапка, пиявка, косица, красная звезда, молоточки, птички и т.д. Аналогов творчества красно-белых семежевских ручников в Беларуси нет. Семежевские ручники внесены в Государственный список нематериального культурного наследия Республики Беларусь и являются прообразом Слуцких поясов. Каждая мастерица имела свои семейные секреты ткачества, которые передавались по наследству от матери к дочери. В каждой семье имелся свой символ-оберег и его передавали из поколения в поколение. Считалось, что этот оберег защищал членов семьи от дурного глаза, нечистой силы и от любой напасти, которая может случиться в любую минуту. Эти обереги ткали на постилках, коврах, ручниках. Вышивали на одеждах, особенно на детских. Использовали символы солнца, земли, любви, рода. В своих изделиях женщины использовали красные нити на белом фоне. Красный цвет считается цветом жизни. Иногда добавляли немного черного цвета, который символизирует землю.

Домовой: - В каждой белорусской хате была одна большая комната с печью и горница с обязательными спальными местами: родительская кровать, люлька и колыска, скамьи и палати, где спали дети всех возрастов.

Домовой: - Прошу обратить внимание на простую деревянную кровать с подушками в наволочках, расшитыми различными узорами. Эта кровать  принадлежала когда-то родителям одного из самых известных людей Беларуси – Высоцкому Михаилу Степановичу, ведущему конструктору Минского автомобильного завода. Он, кстати, тоже семежевец! Вот так красиво прибирали кровати семежевцы! На кровать могли положить и постилку в виде покрывала, вышитого на льняной сетке. Его изготавливали на деревянной раме с натягиванием льняных ниток, которые переплетали особенным способом, получали льняную сеть. Не снимая с рамы, на сети вышивали различные символы в виде цветов или геометрических фигур, которые являлись оберегами. Стелили на кровать на белую простыню, обычно для молодожёнов, или использовали как украшение на стенку.

Домовой: - Семежевцы, очень любили наряжаться. Костюмы были яркими, броскими и удобными. И, если образно говорить, напоминали летних воздушных бабочек, настолько они пестрые и радующие глаз! Но славились семежевцы своей верхней одеждой, которая называлась «Буркой». Их носили как мужчины, так и женщины. Овечью шерсть валяли, а потом из полученных пластов шили бурки с капюшонами и длиной до колен, они были очень тяжелыми, но весьма теплыми и хорошо согревали даже в лютые морозы.

Домовой: - Кроме одежды в XIX и начале XX вв.  семежевцы умели делать и обувь. Например, в музее представлены колодки для её изготовления. Они изготавливались из липы, были представлены всеми размерами: от детского до мужского 46 размера. Особый интерес представляют вот эти колодки для изготовления женских чаровичек (сапожек середины 19 в.).  Так же  в нашем музее представлена обувь крестьян – лапти, которые изготавливались из липового лыка. Уникальная обувка, которая после просыхания на печке не расклеивалась. Накрутил онучки (портянки), натянул лапти, закрепил бечёвками, чтобы не падали и вперед! Мужские и женские отличались по размеру, форме и изяществу. И лапти умели делать практически в каждой семье семежевцев, и купить могли позволить их себе все. Но летом все, и взрослые и дети ходили босиком: берегли свои лапти, закалялись.

Домовой: - Семежевцы умели не только работать и красиво одеваться, но умели и весело отдыхать от тяжелой работы. Сами себе придумывали праздники и на них веселились! Обратите внимание на этот необычный наряд - это одежда для праздника Колядные цари (Приложение 3). На старый Новый год по-белорусски «Шчодры вечар» с 13 на 14 января, разыгрывалась мистерия-спектакль «Цари идут!». Праздник веселый и озорной! В нем участвуют молодые, неженатые, до 27 лет парни, которые могут посмеяться, повеселиться от души и завести зрителей! Колядный обычай «Цари» пришел в Семежево от русских солдат, части которых стояли недалеко от Семежева (XVIII в.). Солдаты и офицеры ходили по дворам и показывали веселое представление. В 2007 г. обряд вошел в список нематериального наследия Беларуси, а с 2009 г. вошел в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Домовой: - Ой, устал, пора бы и кваса испить, да и спать лечь за сундук (зевает), пойду-ка я спать! (Идёт за сундук и укладывается на кажух).

Хозяйка дома: - А попрощаться с ребятами, Домовой? (Домовой машет детям рукой из-за сундука)

Хозяйка дома: - Ну что, ребята, было интересно? Сегодня мы с вами познакомились только с семью экспонатами музея деревни Семежево, а всего их у нас более 1000 экспонатов.

         Хозяйка дома: - И предлагаю вам ребята, встретится ещё не раз, чтоб прикоснуться к материально-художественной  культуре белорусского народа. А, сейчас давайте узнаем, с чем будем знакомиться, и помогут нам в этом загадки из семежевой хатки.

Хозяйка дома: -

  1. Чым я больш кручуся, тым я больш таусцею. (Верацяно);
  2. Жоўценькі вепручок між загародак бегае (Чаўнок);
  3. Маленькі гарбаценькі ўсё поле абскача (Серп);
  4. Стаіць паніч да гары нагамі (Вілы);
  5. Сеў у вазок, і паехаў у аганёк (Вілы і чыгунок);
  6. Без рук, без ног а сарочку просіць (Падушка);
  7. Маўклівы сабачка дом сцеражэ (Замок).

Хозяйка дома: - Молодцы! Дружно отвечали, и видите сколько ещё интересного нас ждёт впереди! Спасибо всем за внимание, до новых встреч в музее «Бацькава гняздо»!

 

 

Легенды о происхождении деревни Семежево

 

Существует несколько версий происхождения названия деревни:

 

Легенда 1:

430 - 450 лет назад приблизительно 1650-1670гг. Копылъский район представлял собой почти сплошное топкое болото, за исключением небольших участков суши (2-3 км), которые выступали из топи, как зелёные островки, заросшие деревьями. Но приказу русских, царей бунтарей и каторжников с семьями высылали пожизненно на такие острова. Первое, что увидели пригнанные на эту землю переселенцы, было семь ежей, которые сидели в густой траве под кустом. Так пошло название деревни «Семежевка».

 

(записано со слов старожилов деревни)

 

Легенда 2:

На островок суши, находившийся посредине топкого болота, были сосланы семь семей каторжников. Они распахали семь участков земли, и между этими участками образовалось семь межей. От этого и пошло название «Семежевка».

 

(записано со слов старожилов деревни)

 

Легенда 3:

Название деревни образовано от фамилии и дохристианского имени Семеж (седьмой сын). То же и с другим оформлением Семаш, Семашко. Основа того же порядка, что и третьяк (третий сын). Фамилии - Четвертаков, Пятаков, Шестаков. В. И Тагунова проводит на основании Муромских памятников письменности ХVII- ХVIII в.в. имена, образованные от числительных начиная с Первушки, кончая Десяткой. «Ученые записки» рязанского пединститута т. 40, 1967, стр.37.

(Жукович В.А. Краткий топонимический словарь Белоруссии.

Мн., БГУ, 1974, 448с. с рис. в перепл.)

 

 

 

 

Описание экспонатов музея «Бацькава гняздо»,

включенных в экскурсию

 

Медный гляк. Это посуда, предназначенная для сохранения и транспортировки жидкостей – масла, кваса, воды и др. Она шароподобная с коротким узким горлышком (что позволяло жидкости не разливаться в дороге при транспортировке) с клювом или без него, с 1-2 ручками, известны также гляки с плоскими боками без ручек и с горизонтально поставленными ушками вверху и внизу, через которые протягивали веревку. Размеры их были от   0,1 л. до 8-10 литров. Некоторые украшались орнаментом или разрисовкой. Особенность медных гляков в том, что они могли долго сохранять свойство жидкостей, налитых в них.   Представленный на   экскурсии гляк (прим.1865-1870) принадлежал одной из семей семежевцев.         

 

Рушник. Предмет народной культуры и народного творчества из домотканого холста. С XVII века по настоящее время особенностью рушников семежевцев является закладная техника ткачества, ремизная и переборная. Традиционные орнаменты: «кошачья лапка», «круги», «катушки», «вакенцы», «зорки» и т.д.

Рушник обладает обыденным и ритуальным назначением, наделяется семантикой: пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве оберега, покрывала, украшения, имеет знаковую и оповестительную функцию. Семежевцы широко использовали рушники и в разнообразных обрядах: свадьбах, родинах и крестинах, похоронах, в календарных обрядах, магии, медицине. Представленные в экспозиции музея рушники семежевских мастериц конца XIX- нач.XX веков.

 

Мухоловка (прим.1925-1935г.) - приспособление для ловли мух. Сделана из прочного прозрачного стекла. Кусочек хлеба (желательно ржаной) смачивали в квасе, молоке и т.д., ложили на стол, а в мухоловку наливали сыворотку (через верхнее отверстие, слегка наклонив ловушку). Накрывали мухоловкой хлеб (см. фото). Насекомые, привлеченные кислым запахом, подползали к хлебу, затем, взлетая, ударялись внутри мухоловки об стекло и падали в сыворотку. А когда выползали и высыхали, то при попытке взлететь рассыпались на части. (сыворотка обладает свойством разрушать хитиновый покров насекомых). Позволить себе такую мухоловку могли только обеспеченные жители Семежево, поэтому для уничтожения мух использовали травы (полынь и пижму).

 

Бурка. Одежда черного или бурого цвета из войлока или грубой ворсистой ткани. Как правило была формой мужской верхней одежды с капюшоном и позволяла укрыться от непогоды при выполнении сельскохозяйственных работ, особенно при выпасе домашних животных. Изготавливали бурки в Семежево женщины в зимний период свободный от полевых работ. Представленная в экспозиции бурка относится к концу XIX века.

 

 

 

 

 

Кровать и вышивка на сетке. Изначально Семежевцы, как и большинство крестьян испокон веков спали на полатях и сундуках. Также для сна использовались широкие лавки, на которых сидели за трапезой. Место на печи отводилось старикам, поскольку там было теплее всего. У младенцев были люльки. Но с середины XIX века деревянные кровати (родительские кровати) стали появляться у семежевцев. Они изготовлялись полностью из дерева, на деревянные доски клали тюфяк, который набивался соломой. Затем появились перины.

Украшались кровати наряду с подушками и вышитыми простынями, покрывалами с вышивкой на сетке. Для вышивки на сетке использовались толстые иглы и толстые нитки. Эта вышивка позволяла создавать объемные красочные узоры и орнаменты. Вышитые таким способом фигуры имеют как острую форму, так и слегка сглаженную-округлую. Представленная в экспозиции деревянная кровать относится к 80-м годам XIX века и принадлежала семье Высоцких из д. Семежево. Вышивка на сетке-экспонат музея конца XIX века.

 

Обувная колодка. Приспособление для поддержания формы обуви в процессе её изготовления, напоминающее человеческую стопу. Колодка определяла внешний вид и удобство обуви (на ней скрепляли и формировали детали обуви, выглаживали подошву, отделывали верх обуви).

Стоит отметить, что до середины XIX века для правой и левой ноги обычно использовались одни и те же колодки, поэтому обувь можно было носить на любой ноге. Но процесс изготовления колодок совершенствовался, и появились колодки для правой и левой ноги, также стали учитывать строение женской и мужской ноги.

Представленые в экспозиции музея колодки для женских туфель («чаравічек») и мужских сапог, которыми пользовались сапожники деревни Семежево в конце XIX начале XX векаjd

 

Лапти (лапоть)- низкая обувь, распространённая в Восточной Европе и бывшая в широком потреблении сельским населением до 30-х годов XX столетия. Представленные в экспозиции музея лапти относятся к 20-тым годам прошлого века, принадлежавшие одной из семей cемежевцев. Они изготовлены из древесного лыка (липового). Оно является одним из самых гибких для плетения и полезным для здоровья ног. Для прочности подошва подплеталась также лозой. Привязывали лапоть к ноге оборками, шнурками скрученными из лыка.

         Лапти отмечались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материалов, простотой изготовления. Но их берегли, так как пары лаптей хватало на неделю повседневного ношения. Изготавливали лапти семежевцы (в основном мужчины, которых обучали этому с детства) в зимний период, свободный от полевых работ.

 

Наряд для обряда «Колядные цари» Обряд «Колядные цари» существует с середины XVIII века. Солдаты и офицеры царской армии, части которых стояли неподалёку от деревни Семежево, в Старый Новый год ходили по дворам, показывая весёлое представление, за что хозяева одаривали их угощением. Местные жители не только сохранили традицию, но и развили её в уникальное рождественское действо. Обряд «Колядные цари» объединяет элементы карнавала и народно-декоративного творчества, особое внимание уделяется костюму «Царя». Он представляет собой белые брюки и сорочки, на груди крест – накрест повязаны красные семежевские пояса с традиционным орнаментом. На голове у них – высокие шапки, украшенные разноцветными лентами. Представленный наряд юноши – «Царя» в экспозиции музея относится к началу XX века. С 2009 года уникальный белорусский народный обряд «Колядные цари», который существует – только в деревне Семежево, входит в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Кто такие семежевские цари и почему они колядуют? Показываем уникальный белорусский обряд.

 

10.09.2021

Татьяна Шаура, заведующая Семежевским центром культуры и досуга:

Кожны год мы адзначаем у нашай вёсцы Семежава калядны абрад «Цары». Рыхтуемся заранее. За некалькі месяцаў падбіраем маладых і нежанатых хлопцаў на ролю цароў, рэпетыруем. Вырабляем атрыбуты, якія нам патрэбны, шаблі, шапкі, факелы. 13 студзеня, толькі адзін дзень, ходзім да нашых аднавяскоўцаў, паказваем прадстаўленне, віншуем і ідзем так ад хаты да хаты.

 

 

Такого не увидишь больше нигде. Уникальный обряд признан историко-культурной ценностью Беларуси, а с 2009 года входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. На старый Новый год сюда постоянно приезжают туристы, чтобы своими глазами увидеть красочное действо. Впрочем, круглый год всех желающих здесь знакомят с этой традицией.

 

 

 

 

 

 

Татьяна Шаура:

Вось, у нас малады хлопец, зараз я пакажу, як патрэбна апранаць нашага цара. У яго ёсць белая кашуля, белыя порткі, абавязковым атрыбутам была хустка чырвонага ці бардовага колеру, каб была здалёк відна. Гэта такое ўпрыгожванне. Затым падпаясваем нашымі чырвона-белымі семежаўскімі паясамі крыж накрыж, замацоўваем. На адной палове шапкі – сонца, на другой – месяц.

 

Как же появился этот самобытный обряд? После третьего раздела Речи Посполитой вблизи Семежево квартировались солдаты царской армии. На Новый год они ходили по крестьянским домам и показывали сценки, за что получали щедрое угощение.

 

Татьяна Шаура:

Па легендзе ў нас тут стаялі царскія войскі, форма падобная нечым на гусарскую. І доўгімі зімовымі вечарамі гэтыя салдаты хадзілі і паказвалі ўрывак з драмы «Цар Максіміліян». Салдаты пакінулі вёску, а звычай застаўся. І звычай перанялі мясцовыя хлопцы. Яны апраналі салдацкае адзенне, падобнае, і хадзілі па вёсцы.

С тех пор уже не одно поколение «царей» выросло в Семежево.

 

Евгений Сафронов, участник обрядового коллектива «Цари»: Пабыць з сябрамі, пахадзіць, парадаваць людзей сваім выглядам. Памятаю, як к нам у хату захадзілі, калядавалі. У мяне ёсць два браты, яны таксама былі царамі.

Татьяна Шаура:

І такіх у нас сем цароў, у кожнага з іх свая назва – цар Максіміліян, цар Мамай, першы, другі, трэці, чацвёрты. А яшчэ ёсць галоўны лекар, які камандуе царамі і лечыць іх з гумарам. Калі табе баліць галава, абрыць дагала, намазаць рэдзькай, хай будзе як барабан турэцкі. Альбо «Што ў цябе баліць?» – «Пячонка» – «Паслаць яго да добрай дзяўчонкі».

 

Программа «Центральный регион» на СТВ – в Копыле.

Репортаж 04.09.2021

https://www.ctv.by/novosti-minska-i-minskoy-oblasti/kto-takie-semezhevskie-cari-i-pochemu-oni-kolyaduyut-pokazyvaem